В 1980 г. с конвейера Волжского автозавода сходит первая модель «Жигулей» второго поколения – ВАЗ- «Пятерка» стала результатом очень серьезной модернизации «классики» (ВАЗ-2101, 2103).
Автомобиль имел несколько угловатые очертания крыльев и прямоугольные фары. В салоне на панели приборов появился вольтметр вместо тахометра. Система вентиляции имела прямоугольные дефлекторы.
К новшествам можно отнести электрообогрев заднего стекла и дополнительный объем на рабочем месте водителя за счет смещения назад передних сидений.
«Пятерка» комплектовалась КПП с 4 и 5 ступенями. Двигатели также были различных модификаций. Поначалу это были 64-сильные (1,3 л) или 69-сильными от ВАЗ-21011 (ВАЗ 21051 – 1980 год).
Затем устанавливали моторы 72 л. с. от ВАЗ-2103 (ВАЗ 21053 – 1981 год). Была даже модификация ВАЗ-21055, выпущенная небольшой партией, с дизелем ВАЗ-
В середине 80-х увеличили объем топливного бака до 45 л. Для повышения износостойкости и коррозийной устойчивости распредвал начали азотировать.
В целом ВАЗ-2105 была современным автомобилем, несмотря на возрастающую популярность переднеприводных автомобилей в Европе. Как и многие советские легковушки, «пятерка» не отличалась высоким качеством сборки, но цена, традиционно невысокая для «Жигулей», обеспечивала сравнительно высокую популярность этой легковой модели.