Весной 1977 года с конвейера сошла ВАЗ-2121 «Нива», ставшая новой вехой не только отечественного, но и мирового автомобилестроения. Постоянный полный привод, несущий кузов, пружинная подвеска в конце 70-х было настоящей революцией.
Вообще говоря, поначалу конструкторы ВАЗа начинали разрабатывать городской компактный автомобиль. Однако уже в процессе разработки было принято решение создавать внедорожник.
Новый автомобиль получился не только практичным, но и комфортным. В конструкции «Нивы» широко применялись компоненты ВАЗ-2106, а салон вообще получился практически аналогичным «шестерке». При этом значительный клиренс, небольшая масса и малые кузовные свесы способствовали неплохой проходимости.
Внедорожники того времени не обладали подобными сочетаниями. К тому же «Нива» была относительно дешевой.
Это не могло не сказаться на популярности автомобиля в СССР и за границей. Заявки поступали буквально со всех уголков земного шара. ВАЗ-2121 – единственная отечественная машина, которая шла на экспорт в Японию.
Внедорожник имел много модификаций. С 1994 по 2007 годы выпускалась модель ВАЗ-21213, с 2001 по наше время – ВАЗ- Различными были и силовые агрегаты: 80 л. с. (1,6л) карбюраторный, 81 л. с. (1,7л) карбюраторный, 81 л. с. (1,7л) инжекторный, 82 л. с (1,8л) инжекторный и 94 л. с. (1,9л) дизельный.
Был ряд и других модификаций, в том числе и экспортные варианты с правосторонним расположением руля, а также несколько удлиненных вариантов внедорожника и другие.